Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране атмосферного воздуха", статья 16 «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности», ч. 3 в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Санитарная классификация, упомянутая в законе, приведена в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Долгое время при установлении границ СЗЗ нужно было руководствоваться только требованиями данных СанПиН, пока в марте 2018 года не вышло Постановление правительства РФ № 222 03.03.2018 N 222 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к СанПиН:
Кроме того, согласно "Земельному кодексу Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018), статья 105 «Виды зон с особыми условиями использования территорий», санитарно-защитные зоны относятся к видам зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ). В целях защиты здоровья и жизни граждан в границах таких зон устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на них объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ. После нововведений в Градостроительный кодекс РФ, статья 51, без копии решения об установлении или изменении ЗОУИТ в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого подлежит установлению такая зона, застройщик не может получить разрешение на строительство объекта. Это означает, что без установления СЗЗ не выдадут разрешение на строительство.
Проект санитарно-защитной зоны содержит согласно Постановлению № 222:
Помимо этого, проект включает характеристику объекта, в отношении которого устанавливается СЗЗ, процессов производства с точки зрения воздействия на атмосферный воздух и население посредством выбросов вредных веществ, физических воздействий, расчеты влияния этих параметров на окружающую территорию и население, которое на ней проживает. Воздействие подтверждается картографическим материалом, составленным с использованием системы координат для ведения государственного реестра объектов недвижимости. Проект СЗЗ согласно СанПиН должен содержать мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия и функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.
Согласно Постановлению № 222 в границах СЗЗ не допускается использования земельных участков в целях:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Четкого определения, что такое "контур объекта", в законодательстве нет. Однако на практике объектом считается само предприятие (объект хозяйственной деятельности), если оно является источником воздействия.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
То есть, для определения, необходимо ли для конкретного предприятия установить СЗЗ, нужно знать, превышены ли 0,1 ПДК/ПДУ за его границами.
Правообладатели объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести измерения атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
Установить либо изменить СЗЗ обязаны также правообладатели объектов в случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта.
Если обобщить, то установление СЗЗ требуется:
Для того, чтобы разработать проект СЗЗ, необходимо, чтобы предприятие предоставило разработчику следующий перечень данных:
Приведенный перечень является общим, в каждом конкретном случае могут понадобиться дополнительные данные.
Штрафы за отсутствие СЗЗ установлены в КоАП РФ в общей статье 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Градостроительный кодекс РФ, N 190-ФЗ от 29.12.2004
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Информация, которую Вы предоставите будет адресована напрямую руководителю компании. Гарантируем, что доступ к ней не сможет получить никто другой